написать письмо | карта сайта | контакты     
 О школе  Тренинги и цены  Участники  Профессиональные тонкости  Отзывы  О нас  Публикации и видеоряд  Как нас найти  Профессиональный стандарт 
 
   Расписание 
 
   Продвинутый уровень  
     О чем не пишут в книгах 
     За горизонт от шаблонов 
     Профессиональные тайны 
     Ближайшее рабочее пространство руководителя: мифы и реалии 
   Основной уровень 
     Семинар " Современный помощник руководителя: задачи, навыки, компетенции" 
     Управление временем 
     Уроки мастерства 
     Деловой этикет и профессиональные навыки 
     Уроки виртуозного делегирования 
     Стрессменедмент и конфликтология 
     Эффективная презентация 
     Активное информационное пространство 
     Государственное и муниципальное управление 
     Слагаемые успеха 
     Мастер телефонного общения 
     Личный блог руководителя 
     Деловая переписка 
     Как понимать людей и влиять на н них 
     Бренд помощника руководителя 
     Корпоративный блог: создание и управление 
     Второе дыхание 
   Семинары для всех категорий сотрудников 
     Семинар "Имидж и этикет делового человека" 
     Семинар "Делопроизводство компании: постановка, ведение и учет" 
     Семинар "Международный деловой этикет. Особенности делового этикета разных стран" 
      Здоровье и восстановление жизненных ресурсов 
   Дистанционное обучение 
   Корпоративные семинары 
   Поиск по сайту 
   Карта сайта 
     Форма заказа 
   Вакансия помощника руководителя 
     ПРИГЛАШЕНИЕ 
     

Personal Assistant: дефицит на рынке "правых рук"

Personal Assistant: дефицит на рынке "правых рук"

В российской табели о рангах позиция Personal Assistant (РА) появилась на заре 90-х, когда наш бизнес активно заимствовал и адаптировал западные образцы. С тех пор русский персональный ассистент прошел длинный путь мутаций и трансформаций, превратившись из кукольной красотки, заседавшей в приемной и служившей, в первую очередь, лицом компании, а то и аксессуаром, наряду с черным джипом и красным пиджаком, в проверенного профессионала, "правую руку" начальника.
Но говорить о расцвете этой профессии в России еще рано: как выясняется, ее популярность сравнительно невысока. Вузы, дающие профильное образование, можно сосчитать по пальцам. Сами РА часто относятся к должности только как к ступени в карьере. Как следствие, сегодня на российском рынке наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, и рекрутинговые агентства следят за ними, как тропические ныряльщики за ростом жемчужных раковин.

На волне совместимости
Каковы же требования к РА в сегодняшней России?
В стандартный список обязанностей персонального ассистента входит административная поддержка одного или нескольких руководителей в компании: планирование рабочего времени, организация встреч, совещаний, прием телефонных звонков, работа с корреспонденцией, бронирование билетов, гостиниц, визовая поддержка, переводы и текущий контроль выполнения поручений руководителя.
Это классический перечень. Однако "здание функционала" профессионального РА невозможно построить без прочного фундамента личностных компетенций и, в первую очередь, высокой психологической адаптивности. Так, по мнению Ольги Исса, вице-президента и PR-директора компании "ПиоГлобал", для работы в должности персонального ассистента нужны "не только крепкие нервы, коммуникативные навыки, но и готовность работать именно в этой компании, именно с этим человеком". Александра Гаврилюк, личный помощник заместителя председателя правления "Российского банка развития", также считает ядром профессии умение контактировать на уровне глубинной психологической поддержки: "Принципиально важно разобраться, что это за человек, настроиться на волну. И потом двигаться на волне как опытный моряк, регулируя повороты паруса". Умение "подстраиваться под стиль работы руководителя" вносит в список главных качеств и Оксана Самданова, руководитель отдела по подбору персонала Kelly Services.
Более того, при подборе кандидатов именно на психологическую совместимость РА и его потенциального руководителя ориентируются, как на путеводную звезду, и рекрутеры, и сами работодатели. Ольга Исса отмечает: "Когда выбираешь персонального ассистента, то ищешь человека, который тебе симпатичен. Ведь с ним ты волей-неволей будешь проводить бoльшую часть жизни. И если человек тебе с самого начала не близок, то либо вы станете ближе, но на это потребуется время, либо ты его тихо возненавидишь. Вряд ли это нужно".
Александра Макова, менеджер кадрового агентства "Анкор", подчеркивает: "Безусловно, при подборе кандидатов мы учитываем контактный потенциал руководителя и помощника. Это как пазл. Например, для арт-директора, человека креативного, творческого, в персональные ассистенты лучше подобрать "мамочку", которая будет следить за тем, чтобы он помнил о назначенных встречах и переговорах, организовывать его график, контакты, максимально фильтровать поток поступающих документов".
В целом, из общения с РА, рекрутерами и работодателями может сложиться впечатление, что способность личного ассистента, придя в компанию, превратиться в зависимости от характера руководителя либо в степенного доктора Борменталя, либо в проворного Труффальдино нередко является принципиальной для занятия вакансии.
Потому что профессиональным навыкам, если таковых не достает, многие руководители готовы учить подходящих им РА в процессе работы.

Personal Assistant как карьерная ступень
Подобное отношение лишь отчасти объясняется дефицитом профессиональных РА на российском рынке. Другим важным фактором оказывается готовность многих компаний воспитывать нужных специалистов, ориентирующихся в современном бизнесе, используя позицию личного помощника как учебную площадку. Как отмечает Александра Макова, такой подход нередко встречается в торговых компаниях, которые отличаются более живой атмосферой, высокой динамикой: открываются новые проекты, формируются бренды, под них создаются рабочие группы и, соответственно, появляются хорошие перспективы для "выросших" сотрудников.
Конечно, этот сценарий заранее оговаривается с соискателем. Ведь в период работы персональным ассистентом его ждет очень напряженный график: помимо исполнения административных обязанностей, ему придется вникать в специфику тех подразделений, куда он намерен перейти. Работу РА такие сотрудники нередко совмещают с получением дополнительного образования, обучением на профильных курсах. К тому же минимальным сроком роста до следующей позиции эксперты называют от 1 до 1,5 лет - только за такой период можно изучить компанию, понять ее бизнес. Стоит учесть, что, соглашаясь "пестовать" специалиста на позиции персонального ассистента, компании чаще всего предлагают ему и более низкий оклад, компенсируя, таким образом, стоимость его обучения в практическом режиме.
Однако, как показывает опыт, амбициозных соискателей такие предложения устраивают. Как подчеркивает Александра Макова, попасть в крупную компанию в "стажерском" статусе личного помощника гораздо легче, чем прийти на значимую должность в финансовый или маркетинговый отдел, не имея опыта работы в этих сферах. Поэтому на позицию РА часто претендуют студенты последних курсов или выпускники, желающие использовать ее как карьерный трамплин. Как правило, они стремятся стать личными помощниками тех руководителей, в чьи направления намерены инкорпорироваться. Например, персональный ассистент финансового директора может продвинуться именно в этом департаменте. По словам Александры Гаврилюк, описанный сценарий вполне реалистичен: "За год работы в должности РА я подробно изучила, как работает банк и его подразделения, во многом благодаря общению с сотрудниками, наблюдению за тем, как строит свой график руководитель. Поэтому по окончании вуза - я учусь на социологическом факультете МГУ - надеюсь перейти на более высокую позицию. Например, в пиар-подразделение банка. Мой руководитель относится к этому с пониманием. Тем более что практика аналогичного карьерного роста личных помощников топ-менеджеров у нас присутствует. У меня перед глазами, как минимум, три таких примера".
Однако есть у профессии РА - казалось бы, такой привлекательной для старта в компании - и своя темная сторона.

Personal Assistant как карьерный тупик
Оксана Самданова считает, что часть руководителей слишком ревностно относятся к переходу своих ассистентов в другие отделы, превращая эту позицию в карьерный тупик. Поэтому стоит заранее узнать перспективы РА в компании, и уже на стадии собеседования заложить возможности для роста. Однако не со всяким руководителем это можно обсудить. Что, если ревностное отношение возникнет с самого начала работы?
Кроме того, даже после карьерного скачка перед вами могут возникнуть новые трудности. О них говорит Ольга Исса: "Переход РА на другую должность в своей компании связан с чисто психологической проблемой: человека воспринимают в шлейфе прошлого. Сотрудники помнят его, прежде всего, как РА. И если на новом месте он будет менее успешен, станут думать, что ему не стоило идти на повышение. А поскольку в первое время, пока не придет нужный опыт, работа будет получаться хуже, человек может засомневаться в себе. Это тоже влияет на репутацию в компании". Да и переход в другую фирму на более высокую позицию может быть затруднен все тем же предвзятым отношением нового коллектива, если слухи о прежнем статусе руководителя конвертируются в недовольные кулуарные шепотки. Ситуация вполне распространенная.
Но, как видим, все перечисленные преграды относятся в основном к сфере психологии. И коль скоро вы чувствуете в себе достаточно личностных сил и профессиональных навыков, чтобы переломить этот эмоциональный негатив, смело предпринимайте статусный рывок на ту позицию, которую определили как следующую карьерную ступень. Если, конечно, должность РА стала вам тесной.

На гребне успеха
Как отмечают рекрутеры, в рамках профессии персонального ассистента возможен очень серьезный карьерный рост, особенно на фоне отечественного дефицита в этой кадровой нише. По-настоящему состоявшийся на данной позиции специалист - та самая редкая жемчужина, служебную биографию которой отслеживают как рекрутинговые агентства, так и крупные компании, желающие видеть его в своих стенах. Как правило, это те РА первых лиц ведущих бизнес-структур страны, которые пользуются в своих организациях властными полномочиями, близкими к топ-менеджерским. О верхней планке их заработной платы говорить не принято, но нижний диапазон определяют в районе $2500. По сравнению с начальными для профессии $800, это существенный скачок. На фоне такой разницы можно представить и уровень авторитета подобного профессионала в бизнес-сообществе.

Есть о чем подумать, господа Персональные Ассистенты. 

Денис Бычихин, Headhunter:magazine

 


  Высшая школа М.А. Пронина "Стратег" 
Школа помощника руководителя
  Бронирование гостиниц
Памятка гостю столицы
Тестирование
 

Подпишитесь на нашу рассылку

 Семинар "Современный помощник руководителя: задачи, навыки, компетенции", ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 
 Семинар "Современный помощник руководителя: задачи, навыки, компетенции"1-2 октября 2018 г 
 "Эффективный помощник руководителя: управление временем", 10-11 октября 2018 г. 
 Семинар Профессиональный помощник руководителя: о чём не пишут в книгах" 13-14 октября 2018 г. 
 "Стресс-менеджмент и конфликтология", 23-24 октября 2018  
   
     
     © Copyright 2007. Все права защищены.
Школа помощника руководителя
  разработано yans.ru